8(34940) 64-1-38 ЯНАО, Тазовский район, с. Антипаюта, ул. Советская 21
Главная»Сведения об образовательной организации»Воспитание»Учителю»Действующие правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

Действующие правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

Действующие правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные

характеристики

И.В. Ванюков, старший методист центра развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО,
почетный работник общего образования Российской Федерации

Действующее Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений утверждено приказом Министерства образования России от 26 июня 2000 г. № 1908
(зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2000 г., регистрационный № 2322),утрачивает силу с 1 января 2011 г.

Новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
утвержден приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209 (зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 г.,
регистрационный № 16999) , вводится в действие с 1 января 2011 года.

* Публикуется на компакт-диске, приложенном к журналу.

Действующие правила аттестации

Новый порядок аттестации

Структура документа

1. Общие положения.

  1. 2.Организация и сроки проведения аттестации.
  2. 3.Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы.
  3. 4.Реализация решений аттестационной комиссии. Приложение 1 (форма заявления). Приложение 2 (форма аттестационного листа)
  4. I.Общие положения.
  5. II.Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы.
    1. III.Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
    2. IV.Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или

высшей)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Правила аттестации педагогических работников

Нормы (правила) аттестации

с 2000 года (действующие)

с 2011 года (новые)

1.

Категория работников

Педагогические и руководящие работники, по должностям которых тарифно -квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий

Педагогические работники (лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н «Обутверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»»

2.

Типы

образовательных учреждений

Государственные и муниципальные образовательные учреждения независимо от ведомственной принадлежности

Государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы

3.

Цель аттестации

Определение соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий

Установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности

4.

Основные задачи аттестации

1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня

1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических

 

 

 

профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

2. Обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда

работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий.

  1. 2.Повышение эффективности и качества педагогического труда.
  2. 3.Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.
  3. 4.Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений*.
  4. 5.Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
  5. 6.Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников

5.

Принципы аттестации

Добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников; обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию; открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам

Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации

6.

Квалификационное категорирование

Вторая, первая и высшая квалификационные категории для педагогических работников, первая и высшая квалификационная категория для руководящих работников

Первая и высшая квалификационные категории либо подтверждение соответствия занимаемой должности — в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий

7.

Критерии квалификационных категорий (КК)

Не принимались

Первая КК может быть установлена педагогам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Высшая КК может быть установлена педагогам, которые: имеют первую КК, стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и

 

 

 

 

активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания

8.

Условия (ограничения) в прохождении аттестации

Не установлены.

Работник вправе пройти аттестацию на любую квалификационную категорию независимо от стажа, наличия квалификационной категории, социального положения, иных обстоятельств

Аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности не подлежат:

  • •педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • •беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация на высшую квалификационную категорию возможна не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. Иные ограничения при аттестации на категории не установлены

9.

Основание аттестации

Заявление работника (для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию). Представление иных документов не требуется.

Для руководящих работников — представление вышестоящего руководителя (при аттестации на первую категорию). Представление должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности.

Аттестуемый должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием. Заявление (представление) подается в соответствующую аттестационную

комиссию

Заявление работника для прохождения аттестации на квалификационную категорию. Заявление о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. Представление работодателя — для аттестации с целью подтверждения соответствия работника занимаемой должности.

Представление должно содержать мотивированную все­стороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций. С представлением работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. Работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя

10.

Сроки и график аттестации

Подача заявления осуществляется с 15 апреля по 30 июня ежегодно, аттестация работников проводится с 1 октября по 30 апреля. Продолжительность аттестации работника — до двух месяцев. О персональных сроках аттестации работник предупреждается не позднее чем за две недели до начала аттестации

Информация о дате, месте и времени проведения аттестации на соответствие занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. Сроки проведения аттестации (на квалификационную категорию) устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. Продолжительность аттестации работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев

11.

Формы и процедуры

На федеральном уровне не утверждались

Основу аттестации на соответствие занимаемой должности составляют проводимые в письменной

 

аттестации

Анализ результатов 12. профессиональной деятельности

Создание
13. аттестационных
комиссий (АК)

14.

Состав

аттестационной
комиссии

Может осуществляться аттестационными комиссиями непосредственно либо экспертными

АК образовательного учреждения — для аттестации педагогов на вторую квалификационную категорию. Муниципальная АК, создаваемая муниципальным органом управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников МОУ на первую квалификационную категорию. Главная АК, создаваемая органом управления образованием субъекта РФ для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников подведомственных образовательных учреждений — на

Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием или образовательного учреждения, создающего аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций Аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений и работников образовательных учреждений. Персональный состав комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной

форме квалификационные испытания по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности. Формы и процедуры аттестации на квалификационную категорию новым порядком аттестации не установлены (следовательно, будут устанавливаться комиссиями непосредственно)

группами, образуемыми при аттестационных комиссиях Осуществляется экспертными группами аттестационной комиссии

первую квалификационную категорию. Центральные АК, создаваемые федеральными органами управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников подведомственных ОУ на высшую и первую квалификационные категории Аттестация работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений — аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся

власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагога занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации ОУ, в котором работает данный работник. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения

 

15.

Правомочность заседания аттестационной комиссии

Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

Решение принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию

16.

Право аттестуемого

работника

участвовать в

заседании

аттестационной

комиссии.

Оглашение решения

Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается ему сразу после голосования. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует

Работник имеет право лично присутствовать при аттестации, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Решение принимается в отсутствие аттестуемого работника.

Работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

17.

Содержание решения

аттестационной

комиссии

По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:

а)  соответствует заявленной квалификационной категории;

б)  не соответствует заявленной квалификационной категории;

в)  соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»;

г)  не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель».

По результатам аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а)  соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

б) не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

По результатам аттестации на квалификационную категорию аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б)    уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории

18.

Оформление решения

аттестационной

комиссии

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение заносится в аттестационный лист установленной формы, подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой — выдается ему на руки

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. В аттестационный лист в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

Форма аттестационного листа новым Порядком аттестации не установлена

 

19.

Реализация решений

аттестационной

комиссии

Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом РФ

20.

Обжалование решения аттестационной комиссии

Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде

Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. главы 23, 25 ГПК РФ)

21.

Гарантии работнику при прохождении аттестации

В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные Положением. Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации несоответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия

Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

Квалификационная категория сохраняется при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия. В случае признания работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ

22.

Срок действия

квалификационной

категории

Пять лет, без возможности продления или приостановления срока

Пять лет, без возможности продления или приостановления срока.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет

23.

Финансовое обеспечение

аттестации

Аттестация осуществляется за счет средств соответствующего органа управления образованием и образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, которые могут включать и средства на оплату труда работников, привлекаемых к проведению

Не оговаривается

 

* Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, раздел Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (п. 23), уровень квалификации педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.

Обязанности работодателя (администрации образовательного учреждения) при проведении аттестации педагогических работников согласно новому Порядку:

    1.Внести в аттестационную комиссию представление об аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации.
    2.Письменно довести до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, информацию о дате, месте и времени проведения аттестации не позднее чем за месяц до ее начала.
    3.Ознакомить работника под роспись с аттестационным листом и выпиской из распорядительного акта уполномоченного органа об утверждении решения аттестационной комиссии.
    4.Принять решение относительно работника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности.
    5.При наличии в аттестационном листе аттестованного работника рекомендаций аттестационной комиссии работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

Характеристики основных изменений в правилах аттестации работников образовательных учреждений

Выделим ряд принципиальных отличий нового порядка аттестации работников, а также возникающие в этой связи вопросы и проблемы.

Первое. Аттестация становится обязательной. Если педагогический работник не желает проходить аттестацию на квалификационную категорию, работодатель (образовательное учреждение) обязан представить его к аттестации на соответствие занимаемой должности (за исключением лиц, временно не подлежащих аттестации — см. п. 8 Таблицы).

В случае признания работника несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации он может быть переведен с его согласия на другую имеющуюся у работодателя работу или уволен по предусмотренному трудовым законодательством специальному основанию (п. 3 части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ). Исходя из требований ФГОС, иного выбора у работодателя нет.

Если по требованию работника решение аттестационной комиссии либо увольнение будет признано незаконным, он сможет продолжать работать в прежней должности. При этом возникает вопрос о сроках новой аттестации: в любое время по усмотрению работодателя (так как аттестация является обязательной) либо через пять лет (так как аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет).

Второе. Новые правила не содержат прямой связи итогов аттестации (как на квалификационную категорию, так и на соответствие занимаемой должности) с оплатой труда. Представляется, что при отсутствии такой связи аттестация для конкретного работника теряет практический смысл. Очевидно, органы, уполномоченные на разработку и утверждение правовых актов по оплате труда подведомственных учреждений, должны предусмотреть дифференциацию в уровне оплаты труда работников в зависимости от наличия/отсутствия квалификационной категории.

Третье. Уточнены виды образовательных учреждений, работники которых проходят аттестацию. В перечень вошли учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы, программы НПО и СПО, а также дополнительные образовательные программы (без деления на программы для детей и взрослых). Не включены учреждения, реализующие программы высшего и послевузовского профессионального образования. С формально - правовой точки зрения аттестацию должны проходить педагогические работники (за исключением научно- педагогических) любых образовательных учреждений, реализующих указанные программы.

Четвертое. По новым правилам руководящие работники образовательных учреждений (руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений, старшие мастера) аттестации не подлежат. Не совсем ясно, чем обусловлен отказ от аттестации данной категории работников и как новые правила соотносятся с законом. Согласно п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. Действующие правила регулируют проведение аттестации на первую (обязательную) квалификационную категорию как руководящих работников, так и лиц, претендующих на руководящую должность (п. 2.4).

Пятое. Изменена организация проведения аттестации. Вместо четырех уровней аттестационных комиссий (учреждение, муниципалитет, регион, федерация) устанавливается два уровня: комиссия субъекта Российской Федерации — для аттестации

работников муниципальных и региональных учреждений и комиссии, формируемые федеральными органами исполнительной власти, — для аттестации педагогов подведомственных федеральных учреждений.

Нельзя не обратить внимание на потенциальное существенное увеличение объема работы аттестационных комиссий субъектов Российской Федерации. Обязательность аттестации всех педагогов региона требует новых подходов, форм и методов проведения аттестации. В противном случае возникает опасность исключительно формального подхода. Очевидно, для части членов аттестационных комиссий работа в составе комиссии должна стать основной трудовой функцией, а график аттестации необходимо составлять на весь календарный год, что допустимо по новому порядку.

Шестое. К безусловно позитивным новеллам следует отнести утверждение критериев квалификационных категорий (п. 7 Таблицы). Это легализует требования к оценке результатов труда педагогов. Отметим, что за десять лет действия нынешнего положения об аттестации на федеральном уровне такого рода критерии не принимались, что с правовой точки зрения неизбежно порождало произвол. По новому порядку в каждом субъекте Российской Федерации потребуется создание общедоступных баз данных достижений обучающихся в освоении образовательных программ, а также установление показателей качества образования.

Седьмое. Из нового порядка неочевидны правомочия работодателя по выражению мнения по поводу результатов труда педагогов при аттестации на квалификационную категорию. Повторяется отсутствие рациональности действующего положения: работник подает заявление в аттестационную комиссию, при этом работодатель остается юридически безучастен. Если предположить вхождение представителя работодателя в состав экспертных групп, то тогда допустимо возникновение конфликта интересов, что исключено новым порядком (п. 8).

Восьмое. В отличие от нынешнего положения, допускающего аттестацию работника на любую квалификационную категорию независимо от стажа и иных обстоятельств, по новым правилам аттестация на высшую квалификационную категорию возможна не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Девятое. Устраняется ошибка по поводу порядка обжалования решений аттестационной комиссии. В нынешнем положении установлено, что споры по итогам аттестации рассматриваются как трудовые споры (п. 4.3). С этим нельзя согласиться — трудовые споры возникают исключительно между сторонами трудового договора, тогда как аттестационная комиссия выступает от лица работодателя только при аттестации педагога на вторую квалификационную категорию (руководителя ОУ — на первую категорию). По новым правилам результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой спор по итогам аттестации будет квалифицироваться как спор, возникающий из публичных правоотношений. Такого рода дела рассматриваются по первой инстанции районными судами в порядке, установленном главой 23 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), с особенностями, установленными главой 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

Десятое. Остается нерешенным вопрос о финансовом обеспечении процедуры аттестации, прежде всего тогда она является обязательной. Кто оплачивает проезд работника к месту проведения аттестации, если аттестация проводится по направлению работодателя? Как аттестационная комиссия обеспечивает участие в составе комиссии представителей первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений, работники которых подлежат обязательной аттестации?

Теперь слово за правоприменительной практикой.

Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok