8(34940) 64-1-38 ЯНАО, Тазовский район, с. Антипаюта, ул. Советская 21

Первый опыт использования технологии блочного погружения на уроках английского языка в Антипаютинской школе-интернат

пн, 13.05.2019

Первый опыт использования технологии блочного погружения на уроках английского языка в Антипаютинской школе-интернат

Аннотация

В статье представлено краткое описание технологии блочного погружения. Автор статьи рассматривает особенности, достоинства и недостатки данной педагогической технологии. В статье описан способ конструирования блочного погружения.  Также изложен самоанализ урока английского языка в 5 классе по технологии блочного погружения.

Ключевые  слова: технология блочного погружения, событие, понятийный словарь, лексический словарь, дивергентное мышление, эмпатия.

Введение

Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят своей главной задачей развитие личности ученика. Современное образование всё чаще отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, переходя на формулировки, указывающие на реальные виды деятельности.

Учителю, реализующему новые стандарты обучения, необходим переход к разнообразным продуктивным образовательным  технологиям.

В последнее время наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  • информационно-коммуникационная технология;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • технология развития критического мышления;
  • технология развивающего обучения;
  • модульная технология;
  • технология погружения в один предмет.

Выбор технологии будет зависеть от цели урока, возраста учащихся, уровня их подготовки и возможности удовлетворения образовательных запросов учащихся.

На наш взгляд, технология блочного погружения объединяет в себя элементы проектной технологии, модульно технологии и технологии погружения в один предмет. Рассмотрим данную технологию подробнее.

Особенности технологии погружения

Основным принципом в этой технологии является перераспределение времени, отведенного на один предмет. В «чистом» исполнении данной технологии предлагается изучение только одного предмета в течение некоторого отрезка времени. При обычной урочной системе, когда проводится один урок по определенному предмету, технология погружения тоже может использоваться.

Особенность урока-погружения состоит в том, то он начинается с яркой мотивации, после которой у участников образовательного процесса появляется явное желание получать новые знания и удовольствие от обучения. Ведущими эмоциями на таком уроке будут: радость и некоторая расслабленность (здесь: раскрепощенность, отсутствие страха у ребенка).

Стоит отметить и то, что урок-погружение – это очень активный урок, заставляющий каждого учащегося концентрировать своё внимание на учебном материале.

Достоинством технологии блочного погружения является более прочное усвоение знаний и воплощение их в практических навыках за счет сосредоточения внимания и концентрации всех сил, эмоций на одном предмете в некотором отрезке дня. При традиционной урочной системе, когда ребенку приходится в течение дня изучать несколько несвязанных между собой предметов, происходит постоянное переключение сосредоточенности. Это не дает возможности остановиться, чтобы более подробно погрузиться в трудный проблемный вопрос или не позволяет осмыслить интересную часть материала более широко. Невозможность надолго сосредоточиться на одном предмете является одной из важных причин низкой эффективности учебного процесса и снижения мотивации учащихся.

Каждый учебный предмет имею свою логику, структуру и способы изучения, на которые ребенок должен эмоционально настроиться. Поэтому, можно отметить и тот факт, что учиться по обычному школьному расписанию является трудным и психологически.

К плюсам данной педагогической технологии можно отнести и то, что участники образовательного процесса уходят от монотонности  и однообразия образовательного процесса, за счет частой смены видов деятельности, артистических средств и активных методов обучения.

Главный недостаток технологии блочного погружения, с нашей точки зрения, это организация такого обучения в обычной школе. Перестроить график учебного процесса под данный метод только по нескольким дисциплинам в одном классе будет очень сложно. Представим расписание на один учебный день с погружением в один предмет:

1.

Английский язык

Мотивационное начало; постановка цели на весь день

2.

Английский язык

Подача материала крупным блоком; вовлечение учащихся в продуктивную деятельность

3.

ИЗО/Музыка или Физкультура

Для сохранения бодрости и работоспособности

4.

Английский язык

Самостоятельная работа с материалом

5.

Учебная игра по теме или урок физкультуры

Для сохранения бодрости и работоспособности

6.

Английский язык

Контроль, подведение итогов.

 

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что нельзя рассматривать технологию блочного погружения как решение всех проблем.

Как известно, у всего есть и обратная сторона.  Любой опытный педагог знает то, что длительные занятия одним и тем же предметом могут очень утомлять и снижать внимание.

Также необходимо учитывать не только факторы восприятия учеников, но и физические силы учителей. Реальность такова, что в современных школах работают учителя разных возрастов. Опытной, но очень пожилой учительнице литературы будет сложно работать по данной методике. В то же время, немногочисленные молодые и энергичные учителя, способные выдерживать большие физические нагрузки, еще не в полной мере владеют приемами активизации работы на уроках.

Большая проблема имеется и в отношении учебных пособий. Существующие учебники предназначены для организации обучения по традиционной системе. Внедрение совершенно новой технологии в образовательный процесс требует новый комплекс учебников и учебных пособий.

В. М. Букатов, доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального университета и действительный член Академии педагогических и социальных наук высказал свою мнение о данной технологии такими словами: «…что лучше: в день по шесть предметов школьникам проходить? Или за один день только во один предмет погружаться? Из моего театрального примера (В. М. Букатов привел пример урока-погружения по театральному искусству) ясно, что любой учебный предмет растянутый на день (или неделю), начинает дробиться на составляющие учебные тмы, которые в умелых руках могут стать вполне обособленными курсами-предметами. И тогда возникает ситуация, напоминающая исходную – в день по шесть самостоятельных предметов…У меня нет достоверных сведений о какой-то особой эффективности блочного обучения по сравнению с обычным уроком»

Структура урока-погружения

Блочное погружение – тематический раздел учебной программы, объединенный событием. Событием может являться конструирование ребенком интеллектуально-творческого проекта, в котором будет выражено всё содержание предметного блока. Например, создание мини-фильма об эволюции, создание схемы по решению различных уравнений, создание собственного текста (сочинение, эссе), сочинение стихотворений.

Блочное погружение имеет три целевых вектора:

  1. мотивационное начало для всех категорий детей;
  2. максимальное вовлечение в продуктивную деятельность обучающихся относительно поставленных целей, как в индивидуальной, так и в групповой форме работы;
  3. аналитическое завершение, имеющее три части
  • концептуализация – конструирование ребенком итоговой обобщающей схемы опорной схемы всего предметного блока в любом удобном для него формате;
  • рефлексия – обращение внимания обучающегося на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
  • обратная связь – оценка обучающимися «блочного погружения» в целом, его мнение об организации тематического блока, насколько погружение было привлекательным и т. д. Обратная связь может быть анонимной, а также открытой. Открытую часть лучше сопровождать дискуссией.

Шаблон-конструктор урока-погружения представлен в Приложении 2.

Выделим следующие компоненты, которые являются обязательными для урока-погружения:

  • Подача учебного материала крупным блоком. Дидактический материал должен носить обобщенный, а не детализированный характер. Это позволит объединить логическое и эмоциональное восприятие.
  • Артистические средства (игры, танцы, музыка, песни, картины и другое). Это средства, которые создают благоприятную атмосферу и эмоционально-чувственную обстановку на уроке.
  • Активные формы обучения. Использование на уроке групповых форм работы, игровых ситуаций и приемов взаимообучения.
  • Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания в виде творческих проектов.

Рекомендации по планированию урока-погружения

  1. Составление учителем понятийного словаря.
  2. Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
  3. Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
  4. Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
  5. Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.

Важно отметить и то, что при планировании урока-погружения учитель ставит одну основную цель – предметную. Например, по английскому языку такой целью может быть развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Другие цели будут надпредметными: 1) развитие дивергентного мышления и 2) развитие эмпатии.

Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.  В разработке урока-погружения учитель отмечает фрагменты деятельности, направленной на формирование дивергентного мышления буквами ДМ и примерный процент вовлеченных в его выполнение.

Эмпатия (сопереживание) – индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей. В разработке урока-погружения учитель отмечает фрагменты деятельности, направленной на повышение уровня эмпатии буквой Э и примерный процент вовлеченных в его выполнение.

Самоанализ открытого урока английского языка по технологии блочного погружения в 5 классе

Погружение проведено  по теме «Путешествие и досуг» и было рассчитано на 3 часа. На открытом уроке была представлена заключительная часть погружения – аналитическое завершение и рефлексия. Все три урока были проведены в разные дни недели (по обычному расписанию: понедельник, вторник, пятница).

Погружение было объединено событием: «подготовка к созданию туристической рекламы».

Цель погружения:

- предметная: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в рамках темы «Отдых»;

- надпредметная: формирование готовности и способности использования иностранного языка в учебной, познавательной и социальной сферах деятельности.

Постановка цели погружения обоснована с учетом особенностей учебного материала.

На уроке были использованы фронтальная и групповая формы работы.

Учащиеся были разделены на три группы. В конце урока каждая группа представила у доски созданную ими туристическую рекламу.

Учащиеся включили в свои рекламные плакаты почти все изученные лексические единицы из блока «Отдых». После защиты рекламок каждый учащийся выполнил анонимную рефлексию.

На мой взгляд, все этапы погружения были удачно построены и взаимосвязаны. Учащиеся смогли получить, систематизировать знания и применить их на практике. Атмосфера урока была творческой.

Трудной задачей для учителя оказался поиск и скачивание картинок и видеороликов для урока, ввиду низкой скорости Интернета или его полного отсутствия.

Подробно узнать об этом уроке можно из Приложения 1, в котором  представлена разработка блочного погружения.

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному,  можно выявить условия, при которых технология блочного погружения будет повышать эффективность обучения:

  • перестройка организации учебного процесса;
  • дополнительные умения (компетенции) учителей;
  • новые учебные пособия.

Список литературы

  1. https://infourok.ru/doklad-o-primenenii-blochnogo-pogruzheniya-na-urokah-russkogo-yazika-2207076.html
  2. https://www.openlesson.ru/(VIII) О «блочном погружении» и гармоническом развитии ученика
  3. Селевко 2005: Селевко Г. К. Педагогические технологии. – М : Народное образование, 2005. – С. 116 – 121.
  4. Щетинин 1986: Щетинин М. П. Объять необъятное. Записки педагога. – М : Педагогика. – 1986

Приложение 1

 Разработка блочного погружения

Предмет: английский язык

Раздел курса: Holidays: Travel and leisure. Summer fun. / «Путешествия и досуг. Летом весело»

Класс: 5

Количество часов: 3

Событие: подготовка к созданию туристической рекламы

Цели:

- предметная: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в рамках темы «Отдых»;

- надпредметная: формирование готовности и способности использования иностранного языка в учебной, познавательной и социальной сферах деятельности.

В данном проекте делаем акцент на развитие дивергентного мышления (ДМ) и эмпатии (Э).

п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление

1.

Мотивационное начало

(«включение интереса»)

Просмотр видеоролика о поездке в отпуск. Обсуждение после просмотра: Куда поехала эта семья? Чем они занимаются? Чем занимается мама во время отпуска? Во что играют дети?  Как вы думаете, в какой стране отдыхает семья? Что бы вы делали на отдыхе?

Просмотр презентации, в которой представлена краткая информация о странах, подходящих для отдыха.

Обсуждение: Какие страны были представлены? Перечислите их. Какая страна нравится вам больше всех?

ДМ ,100%

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя после просмотра видеоролика. Предлагают свои варианты отдыха.

- I like swimming!

-I like sunbathing!

- I like fishing! и т.п

Учащиеся перечисляют страны; угадывают их по картинкам. Отрабатывают произношение наименований стран вместе с учителем.

Учащиеся высказывают свое мнение, о том какая страна их больше привлекает:

- Spain is interesting for me.

- France is wonderful!

- Egypt is great for me.

и т. д

 

2.

Продуктивная деятельность

(интеграция групповой и индивидуальной видов деятельности)

Активизация пройденной лексики по теме

«Летом весело».

Задание 1. Учитель предлагает соотнести слова и картинки (виды летних активностей). Затем учащиеся в группе проверяют значение данных слов друг у друга устно. Для этого задания у каждой группы имеется коллекция картинок по теме.

 

 

 

 

 

Задание 2. Учитель предлагает каждой группе распределить данные виды активностей по категориям: скучные/расслабляющие/утомляющие/

волнующие/веселые/опасные/приносящие удовольствие.

 

 

 

 

 

Развитие навыков аудирования с целью извлечения конкретной информации со зрительной опорой.

Задание 3. Учащиеся в группах слушают туристическую рекламу, дающую краткую информацию об отдыхе в некоторых странах (в Египте, Испании, Ирландии, в Гималаях и Африке). Учащимся необходимо услышать в коротких рекламах следующую информацию:

  1. услышать название страны
  2. какие активности предлагаются отдыхающим
  3. виды транспорта

После прослушивания учащиеся должны записать любые три вида летних активностей, два вида транспорта и три страны.

Развитие навыков анализа и сопоставления информации.

Задание 4. Учитель предлагает вспомнить виды отдыха: beach holiday (пляжный отдых), safari (сафари), cruise (круиз), sightseeing tour (тур по осмотру достопримечательностей), activity holiday(активный отдых). Учащиеся должны соотнести данные виды отдыха с изображениями туристической рекламы (учебник: с. 116-117).

Задание 5. Разные виды отдыха требуют использование разного транспорта. Учитель спрашивает учащихся о том, какие транспортные средства они знают. Затем учитель предлагает соотнести виды транспорта с видами отдыха. Например, совершать круиз можно на корабле, тур по осмотру достопримечательностей лучше делать на автобусе или велосипеде и т. п.

Затем учитель спрашивает каждого каким транспортом лучше путешествовать: «How do you like to travel?»

Учащиеся рассматривают картинки на слайде и соотносят их со словами

(например,

hiking – пешеходный туризм,

jet skiing – катание на водном мотоцикле,

scuba diving – погружение с аквалангом) и т. д.

(всего 9 лексических единиц)

 

ДМ, 100%

Учащиеся распределяют летние виды активностей по категориям и затем обсуждают  друг с другом. Например, jet skiing можно отнести к категории dangerous (опасный).

- I think windsurfing is exciting.

- Really? I find it dangerous!

 

 

ДМ, 100%

Учащиеся слушают рекламу и выполняют задание для аудирования. Затем каждая группа читает свои ответы для проверки.

 

 

 

 

 

Учащиеся в группе выполняют задание и затем отвечают на вопросы учителя для проверки: What type of holiday is each advert about?”

 

Учащиеся смотрят на картинки  (слайды презентации) и перечисляют транспорт: coach, motorbike, train, car, ship, bike, air.

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя:

- I like travelling by car.

3.

Аналитическое завершение:

 

 

а) конструирование ребенком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

Учащиеся создают туристическую рекламу (например, в виде буклета или небольшого плаката).

В данную рекламу необходимо включить изученные лексические единицы об отдыхе (виды отдыха, виды летних активностей, виды транспорта, название страны).

ДМ ,100%

 

 

б) рефлексия ребенком собственной деятельности

Учащимся предлагается заполнить таблицу:

Моя работа на уроке

Оцени свою работу баллами от 1до 5

Мои устные ответы

 

Письменные задания

 

Аудирование

 

 

ДМ, 100%

 

в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу Эдварда де Боно «Плюс, Минус, Интересно»

+

-

Интересно

Записать всё, что понравилось на уроке

Записать всё, что не понравилось на уроке

Записать интересные факты, о которых ты узнал на уроке и что еще хотелось бы узнать по данной теме.

 

 

 

 

 

ДМ, 100%

 

 

Приложение 2

Конструирование блочного погружения

Предмет: ____________________

Раздел курса: ___________________

Класс: ___

Количество часов: ___

Событие: __________________________________________

Цели:

- предметная: _______________________________________________

- надпредметная:_____________________________________________

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление

Мотивационное начало

(«включение интереса»)

 

 

Продуктивная деятельность

(интеграция групповой и индивидуальной видов деятельности)

 

 

Аналитическое завершение:

а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

конструирование ребенком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

 

Приветствуется дивергентный подход – несколько вариантов схем от ребенка (тезисная, знаковая, художественная и .т.д.

 

б) рефлексия ребенком собственной деятельности

Проводится обязательная анонимная оценка собственного участия

 

в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

Каждый учащийся дает оценку тому насколько ему понравилось погружение. Его можно оценить по 10-бальной шкале.

 

 

 

Филиппова Кристина Григорьевна,

учитель английского языка в МКОУ АШИ

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok